10 советов
родителям подростков.
1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь
своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки,
внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то
момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или
дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не
хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно
раньше.
2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его
установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти
на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если
вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно
объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми,
рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или
учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны
чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на
ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.
Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при
определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые
достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности:
«все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться
многого и все изменить, если изменю себя».
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с
воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество,
терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают
положительные результаты.
3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит
неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что
привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните,
например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и
полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его
оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить
машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки...
Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки,
взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие
нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы.
Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете
положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед
этой проблемой.
4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым?
Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах
сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что вы должны освоить
арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая
помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал:
«Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все
лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Главное –
научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что
они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд
немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости»,
как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф.
Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать
возрастным возможностям ребенка. Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры,
могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите
освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного
облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое
заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по
специальной программе. И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.
5. Сколько
времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических
опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в
неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу,
чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства
родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить
бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть
бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их
нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные
от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться
с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют
двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить,
строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия,
но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с
ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. Какой восторг
испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося
кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где
вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже вместе с отцом за
ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в
парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это
ребенку интересно.
То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому
мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность
разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли»
ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.
7.
Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к
мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у
детей необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям ту
информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться
эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и
прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне
развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики,
искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности,
носителем человеческих достоинств и ценностей.
8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем,
как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из
жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это
учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные
эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то,
ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных
ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает
подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит прежде
всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его
противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от
реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его
возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь. Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и
заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют
ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не
приходится.
9.
Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в
начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего
и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ
к его душе и достигнете хороших результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных
педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо
воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно
добиться устойчивых успехов в формировании всех других.
10. Если
вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо
важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и
ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко,
а восстанавливать его долго и трудно.
|