КТО ПОМОЖЕТ РЕБЁНКУ В СЕМЬЕ?
Полноценные
взаимоотношения подростка с родителями являются одним из важных факторов
формирования его личности, его успешной социализации. На уровень этих
взаимоотношений влияют различные составляющие, среди которых немалую роль
играет умение родителей понять своего ребенка, в трудных для него ситуациях
поддержать его, оказать ему помощь. Психологическая поддержка — это знак
внимания со стороны окружающих людей, позволяющий поверить в себя, в свои силы
и возможности. Психологическая поддержка родителей важна для ребенка любого
возраста, но особенности подросткового периода требуют от близких большей
гибкости во взаимоотношениях со своим ребенком. Подросток, несмотря на свое
стремление к самостоятельности и взрослости, должен знать, что родители
принимают его таким, какой он есть, и всегда готовы помочь в трудных ситуациях.
Это процесс, в
ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью
укрепления его самооценки; процесс, который помогает ребенку поверить в себя и
свои способности, избежать ошибок.
Но здесь
возникают вопросы, кто конкретно из родителей, матери или отцы, чаще оказывают
психологическую поддержку своим детям и от каких условий зависят эти процессы.
Можно предположить, что это матери, объяснив выбор ситуацией «базового
доверия», безусловной материнской любовью и большей эмоциональной
привязанностью детей к ним в процессе социализации на всех этапах развития.
Многие
психологические школы в своих теоретических подходах уделяют внимание роли и
содержанию детско-родительских отношений. В первые годы жизни родители и
особенно мать — лица, с которыми связаны самые важные переживания. Общение
ребенка с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных
возрастных противоречий сказываются на его развитии впоследствии .
На первых
стадиях жизненного пути ребенок находится преимущественно в зоне родительского
воздействия. Степень доверия, вынесенного из самого раннего младенческого
опыта, зависит от материнских отношений с ребенком. Матери своим исполнением
материнских обязанностей, сочетая в себе чуткую заботу об индивидуальных
потребностях ребенка с верностью, вызывают у него чувство доверия. Возникающее
у ребенка чувство доверия служит базисом чувства идентичности, которое позднее
образует три чувства: 1) что у него все в порядке, 2) что он является самим
собой, 3) что он становится тем, кого другие люди надеются в нем увидеть.
Преобладание базисного доверия над недоверием — первый шаг в психосоциальной
адаптации .
Материнская
любовь безусловна: ребенок просто любим за то, что он есть. Это пассивное
переживание, материнской любви добиваться не нужно. Отцовская же любовь по
большей части обусловленная, ее нужно и можно заслужить достижениями,
выполнением обязанностей, соответствием ожиданиям, дисциплиной.
С точки зрения
бихевиористской модели семейного воспитания, отец и мать выступают как основные
подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить,
помогающие усвоить более зрелые его формы. Социализация ребенка, т.е. передача
форм поведения, норм, мотивов, ценностей, эмоциональных реакций, — это
результат обучения. Родительское поведение — преимущественно модель для
извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания
ребенка в попытках выстроить собственное поведение. В целях сохранения
поведения, возникшего на основе подражания, необходимо подкрепление .
Фундамент
личности закладывается и прочно закрепляется в детстве, а основан на усилиях по
преодолению чувства неполноценности, компенсации и выработке превосходства.
Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая
любовь (прежде всего матери) способствуют развитию у ребенка широкого
социального интереса.
Для позитивного
взаимодействия с детьми родителям необходимы три основных умения: слышать, что
ребенок хочет сказать родителям; выражать собственные мысли и чувства доступно
для понимания ребенка; разрешать спорные вопросы так, чтобы результатами были
довольны обе конфликтующие стороны.
В глазах ребенка
мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла
и поддержки, без которых он чувствует себя беззащитным и беспомощным; как
власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как
образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как
старший друг и советчик, которому можно довериться. Но соотношение этих функций
и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются. В основе
эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость
от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, эта
зависимость начинает ребенка тяготить. Плохо, когда ему не хватает родительской
любви, но ее избыток тоже вреден. Это порождает устойчивую потребность в опеке,
зависимость как черту характера. Затрудняется формирование внутренней
автономии, которая может рассматриваться как процесс отделения ребенка от
семьи, служащий важнейшей предпосылкой достижения им впоследствии зрелости,
самостоятельности, возможности взять ответственность за свою жизнь на самого
себя. Итогом этого процесса должен стать не разрыв подростка с семьей, а
установление новых партнерских взаимоотношений.
Все многообразие
семей можно условно разделить на несколько групп, исходя из того, какая
атмосфера в них царит.
Во-первых, это
семьи, в которых установились очень близкие, дружеские отношения между
родителями и детьми. Их атмосфера наиболее благоприятна для развития подростка,
так как родители имеют возможность не только быть в курсе его дел, множества мыслей
и переживаний, но и оказывать действенное влияние в тех сферах жизни, о которых
в других семьях только подозревают. Подростки в таких семьях обычно активны,
независимы, дружелюбны.
Довольно
многочисленна другая группа благополучных семей. Для нее характерна атмосфера
доброжелательных отношений между родителями и детьми. Родители следят за
развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются влиять на духовные интересы,
исходя из собственных возможностей. В таких семьях, конечно, возникают
конфликты, но они имеют открытый характер и разрешаются исчерпывающе, ведь
хороших родителей не надо обманывать, скрывать от них что-то. От предыдущей
группы эта отличается тем, что в семьях сохраняется определенная дистанция
между старшими и младшими. Подростки в таких семьях обычно послушны, вежливы,
приветливы и уступчивы, но могут быть весьма слабо ориентированы на утверждение
своей независимости.
Особую группу, и
довольно многочисленную, составляют семьи, в которых родители уделяют
достаточное внимание учебе своих детей, их быту, но тем и ограничиваются.
Основное здесь — чтобы «ребенок вышел в люди» или чтобы у него все было «не
хуже, чем у других». В таких семьях проявляется стремление к увеличению роста
доходов на детей, но и присутствует потенциальный конфликт: материальное
обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы подростка, многие из которых
родители не считают достойными внимания.
Определенную
группу составляют семьи, где родители пользуются неверными методами воспитания.
Это неуважение к личности подростка, недоверие и т.д. В этих семьях неизбежны
конфликты между родителями и подростком, как открытый, так и скрытый,
периодически прорывающийся наружу. У подростков из таких семьей могут
сформироваться стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще,
трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.
Наконец,
выделяется группа семей, обстановка в которых явно неблагополучна. Здесь
ненормальные отношения между родителями, атмосфера напряженная, отношения
подростков и родителей обострены и бестактны. Такие семьи негативно влияют на
детей.
На
психологический склад детей в семье оказывает влияние и стиль родительского
поведения. Выделяют 4 различных типа родительского контроля: авторитетный,
авторитарный, либеральный и индифферентный (стиль родительского отношения,
отличающийся низким контролем за поведением ребенка и отсутствием теплоты и
сердечности в отношениях с ним).
Первое
характеризует степень выраженности у родителей запретительных тенденций.
Родители с преобладающими запретительными тенденциями ограничивают право
ребенка следовать своим побуждениям, активно добиваются от него подчинения
правилам и выполнения своих обязанностей. Напротив, родители, для которых
запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, не столь требовательны
и налагают меньше ограничений на их поведение.
Понятие
«родительская теплота» указывает на степень проявления родителями любви и
одобрения. Душевная теплота родителей находит свое выражение в том, что они
часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно
меньше критиковать, наказывать и проявлять свое недовольство. Жестокие
родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы
детей, редко выражают свою любовь или одобрение.
Таким образом,
авторитетному стилю родительского поведения присущи высокий уровень контроля и
теплые отношения с детьми. При авторитарном стиле высокий уровень контроля
сочетается с холодными отношениями. Либеральный стиль характеризуют низкий
контроль поведения и теплые отношения. При индифферентном стиле присутствуют
низкий уровень контроля и холодные отношения со стороны родителей.
Матери и отцы
по-разному влияют на детей. По данным эмпирических исследований, в современной
российской семье чаще ответственность за семью несет мать, она же доминирует в
семье и более близка с детьми эмоционально, ими она воспринимается как более
значимый член семьи.
Мальчики
проявляют большую привязанность к матери, боясь ее холодности,
невнимательности, отчуждения. Они предъявляют больше требований к матери (не
терпят ее негативных привычек), а девочки — к отцу, у них формируется идеальный
образ отца. Мальчики чаще обращают внимание на профессиональные успехи отца,
заработки, обеспечение семьи. Именно отец воспитывает в ребенке способность к
инициативе и противостоянию групповому явлению. Чем больше ребенок привязан к
матери (по сравнению с отцом), тем менее он активен в противостоянии агрессии
окружающих, меньше придает значение духовным и социальным ценностям по
сравнению с материальными и индивидуалистическими.
Общность
ценностей по-разному влияет на подростков в зависимости от того, чьи ценности,
отца или матери, они разделяют. Например, разногласия с матерью подрывают
социальную компетентность подростков, сознаваемую ими за пределами семьи. С другой
стороны, разногласия с отцом предоставляют подросткам возможность подвергнуть
сомнению родственные связи, что усиливает их социальную компетентность за
пределами семьи. Потеря материнской поддержки может оказаться слишком большой
угрозой для подростков, тогда как отцовское поведение в большей мере
провоцирует независимость и расхождение во взглядах. По сравнению с отцами
матери склонны к более частым и широким контактам с детьми и поэтому
располагают большей информацией о меняющихся качествах и самовосприятии
подростков, чем отцы. По этой причине в восприятии компетентности подростка
матерью и им самим больше общего, чем в восприятии отца и подростка. Отцы
склонны отставать от детей-подростков в оценке их компетентности, т.е. чаще
сомневаются в способностях своего ребенка.
Умение понять
состояние ребенка, оказать ему психологическую поддержку и помощь во многом
определяется личностными качествами родителей. Более расположены к этому те
родители, для которых характерны добросердечность, готовность к сотрудничеству,
чуткость и внимательность к окружающим людям, эмоциональная зрелость,
уверенность в себе, ответственность, порядочность и т.д. Помимо перечисленных
качеств, важных для оказания психологической поддержки, можно назвать рефлексию
и эмпатию, наличие которых у родителей помогает им в понимании своего ребенка.
Рефлексия —
процесс самопознания субъектом внутренних психических состояний. Личность,
владеющая рефлексией, многократно проигрывает в уме собственную тактику
поведения и поведение партнера по общению, легко изменяет свой образ действий в
случае необходимости. Рефлексия помогает родителям анализировать поступки или
проблемы ребенка. Разобравшись со своими эмоциями и чувствами, родители в
состоянии оказать ему адекватную помощь, найти правильный подход.
Эмпатия означает
понимание другого человека без помощи слов, это постижение эмоционального
состояния, проникновение в чувства и переживания другого, иными словами,
проявление эмоциональной восприимчивости, способность разделить с другим
человеком его переживания. Эмпатия дополняет рефлексию. Выделяют следующие
каналы эмпатии:
рациональный;
эмоциональный;
интуитивный;
идентификационный.
Установлено, что
эмпатическая способность, как правило, возрастает по мере обретения жизненного
опыта.
Помимо личностных
особенностей, присущих обоим родителям, можно выделить именно материнские и
отцовские чувства. Привязанность к своему ребенку заложена в женщине инстинктом
материнства, а привязанность ребенка к матери — необходимая фаза в его
нормальном психическом развитии, в формировании его личности. В то же время
ребенок, не знавший материнского тепла или разочарованный в своей привязанности
к матери, чувствует себя беззащитным, испытывает тревогу и беспокойство. Матери
принадлежит определяющая роль в обеспечении нормального развития ребенка и его
успешной социальной адаптации. При устойчивой связи с матерью у детей
формируется отношение доверия к социальной среде, при нарушении этой связи —
страхи, депрессии, поведенческие расстройства. Одним из главных показателей
материнской любви понимание своего ребенка, вызывающее на откровенность.
Понимая своего ребенка и принимая его таким, каков он есть, мать сможет оказать
помощь и поддержку своему ребенку, стать для него гарантом безопасности.
Подростки в
подавляющем большинстве по вопросам, связанным с личностными, социальными,
учебными и даже философскими проблемами, предпочитают обращаться к матери, а не
к отцу. Чем более напряженные отношения складываются с отцами, тем чаще
подростки — и мальчики, и девочки — стремятся следовать советам матерей.
Наблюдаемое предпочтение согласуется с другими исследованиями американских
психологов.
Отцовские
чувства проявляются несколько иначе, чем материнские. Многие психотерапевты
считают, что родительские чувства отца слабее чувств матери. А если у ребенка
обнаруживаются отклонения в поведении, то часто мать — единственный член семьи,
на помощь которого можно положиться. Отцы в целом привержены к более жестким
методам воспитания. У них меньше искренних чувств к ребенку, больше умозрительно
сконструированных «систем» и «приемов», стандартов так называемого мужского
воспитания. Особенно это касается сыновей. Матери более разнообразны в своих
родительских проявлениях.
Но следует
понимать, что обособление отцовской или материнской любви условно. Ребенок
любого возраста одинаково нуждается и в отце, и в матери. Отцовская и
материнская любовь закладывает фундамент полноценной человеческой личности.
На основании
сделанных выводов родителям, стремящимся иметь доверительные, теплые отношения
с подростком, можно дать следующие советы.
1. Важно знать
особенности подросткового возраста и научиться безусловно принимать своего
ребенка, что значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, а
просто за то, что он есть. При этом необходимо соблюдать следующие правила:
выражать
недовольство отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом;
осуждать
действия ребенка, но не его чувства;
недовольство
действиями ребенка не должно быть систематическим.
2.Психологическая
поддержка родителей должна основываться на позитивном отношении к ребенку,
которое подразумевает принятие, внимание, признание (уважение), одобрение,
теплые чувства.
3.Способы
поддержки подростков со стороны родителей могут состоять:
а) в повышении индивидуального уровня «Я
могу» подростка:
- рассказ
родителей об ошибках, которые они совершали сами (нет людей, которые не
совершали бы ошибок);
- конструктивная
ошибка — это свидетельство активности (отрицательный результат — это тоже
результат);
- конструктивная
критика при допущенных ошибках;
б) в формировании у подростка веры в успех:
он должен поверить, что успех возможен.
Выработать
у него эту уверенность помогут следующие приемы:
- поощрять любые
улучшения, где больше внимания уделяется не результату, а процессу;
- уметь находить и
раскрывать перед ребенком его сильные стороны;
- демонстрировать
веру в него;
- признавать
трудности возникающих проблем;
в) в концентрации внимания на достигнутых
успехах подростка: надо чаще подчеркивать, что он сделал правильно и хорошо, а
не то, что плохо и неправильно;
г) в признании достижений подростка со
стороны как членов его семьи, так и самого подростка (самопризнание как умение
посмотреть на себя со стороны и принять собственное решение о своих
достижениях).
4. Необходимо умение выражать
поведенческую поддержку через содействие – прикосновение (потрепать по плечу,
дотронуться до руки, обнять его и т.д.), подсказку, как поступить в данной
ситуации, готовность сделать что-то вместе с ребенком (совместное действие).
Такие знаки внимания питают подростка эмоционально. Совместные действия
актуальны только тогда, когда ребенку на самом деле трудно и он готов принять
помощь родителей («Давай сделаем это вместе...»).
5.
Надо быть готовым оказать эмоциональную поддержку, которая проявляется в
сочувствии, откровенном разговоре. I
Каков предел
психологической поддержки родителей? Сколько нужно подростку теплоты, уважения,
принятия, чтобы не избаловать его? Не беспокойтесь: внимание, принятие,
признание, теплые чувства не избалуют вашего ребенка, но позволят родителям сформировать
положительное отношение подростка к самому себе. Что же касается способов
избаловать ребенка, то можно выделить такие:
- когда, замечая, что он нарушает
поведение, родители не реагируют на это должным образом;
—когда они делают для него
слишком много того, что он может сделать сам;
—когда они
«вытаскивают» его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственной
вине.
При
всем многообразии родительских отношений многие родители (и отцы, и матери)
проявляют к детям авторитарность, которая лучше, чем попустительство со стороны
родителей, приводящее к потере контроля над своим ребенком. Но при этом не надо
перегибать палку и быть авторитарным настолько, чтобы вызывать в своем ребенке
боязнь и тревогу.
|