Что такое лень и как ее преодолеть?
«Ребенок мог бы
учиться гораздо лучше, но он ленится!» Пожалуй, это самое распространенное
замечание из тех, что родителям приходится выслушивать в школе. Да и в
разговорах между собой взрослые часто сокрушаются по поводу детской лени:
учится спустя рукава, ни одно полезное дело не доводит до конца, о любой мелочи
приходится напоминать по сто раз. Почему же ребенок ленится, и как помочь ему
избавиться от этого порока? «Он бездельничает на уроке!» Как правило, лень в ребенке обнаруживается только тогда,
когда тот начинает ходить в школу. Вспомните раннее детство своего малыша: как
упорно он учился ходить, говорить, донимал вас вопросами обо всем на свете. Да
и теперь может провести несколько часов, собирая, например, головоломную
игрушку из «Лего». Очевидно, лень здесь совсем ни при чем. Проблема в том, что
ребенок не может или не хочет долго и трудолюбиво заниматься тем, что вы
считаете необходимым, отказывается выполнять трудную или неинтересную работу. В школе причиной такого поведения может оказаться слишком
сложная программа. Ребенок перестает успевать по многим предметам. В самом
начале он честно старался, но достойного результата добиться так и не смог. И
если, столкнувшись с непониманием в школе, он не находит помощи и поддержки у
родных и слышит только замечания, его своеобразным протестом становится поведение, которое мы, взрослые, с удобством
для себя объясняем ленью. А многие ли нас стали бы трудиться с прежним упорством
и рвением под аккомпанемент постоянной критики? Что делать? Не упустите момент, пока у ребенка не
сформировалась позиция «неудачника». Находите и используйте все возможные
способы похвалить, поддержать, отметить даже скромные успехи. Может быть, стоит
перевести его в менее престижную школу? Да, это тяжело для родительского
самолюбия, но сейчас для нас важнее ранимое самолюбие человека, личность
которого только еще формируется. Способности – это результат усилий. Обиднее всего, когда начинают лениться одаренные от
природы дети. В первых классах они легко учатся, схватывая все на лету и не
прикладывая ни малейших усилий. Привыкают к постоянному восхищению окружающих.
Но программу средней школы невозможно осилить только за счет прекрасной памяти
и сообразительности. Отметки снижаются, похвала взрослых сменяется упреками. А
привычки к систематической работе нет. В результате способный и самолюбивый
подросток всем своим поведением демонстрирует: «Ах так? Ну что ж, мы не
очень-то и хотели!»
А еще одаренным детям часто бывает скучно в школе.
Выполнять множество однотипных заданий, когда принцип давно понятен, ужасно
тоскливо. И, главное, бессмысленно. Отметки же и репутация ученика складываются
из повседневной усердной работы.
Что делать? Таким детям особенно важно получать
подтверждение своей успешности. Но вам (лучше вместе с учителем, руководителем
кружка или секции) обязательно следует довести до сознания ребенка, что хорошая
память или математические способности – не его заслуга, и поводом для заслуженной гордости всегда был и остается
результат кропотливого труда. Постарайтесь вместе с ребенком найти интересную
для него область применения способностей, что в случае с детьми одаренными
будет довольно просто. Пусть даже сфера его интересов лежит вне школьной
программы: астрономия, энтомология, минералогия. Найдите возможность
организовать для него условия для успешной самореализации в этой области – в
Москве множество музеев, дворцов творчества, клубов. И здесь очень важно
выбрать содержание работы: чтобы было в меру сложно, но интересно. И
обязательно должна быть возможность предъявить результат и получить заслуженную
похвалу.
Если на вашего ребенка в школе уже навесили ярлык лентяя,
посоветуйтесь с учителем о том, как исправить положение. Педагог прежде всего
заинтересован в том, чтобы способный ученик
перестал валять дурака. Договоритесь о том, чтобы ваш
ребенок сделал доклад, помог подготовить задания к предметной неделе,
самостоятельно подобрал дополнительный материал к новой теме.
И о том, что учитель
не будет заострять внимание на небрежно выполненном домашнем задании. Ребенок
должен опять почувствовать себя успешным. И тогда можно будет вновь вернуть его
в русло общепринятых требований. Домашнее задание – ежедневный кошмар. Самый возмутительный для родительского взора пример
детской лени – это многочасовое просиживание над тетрадкой с домашним заданием.
Стоите ли вы над душой или время от времени проверяете ход процесса –
практический результат будет одинаковым. Даже под неусыпным контролем ребенок умудряется
отвлекаться, бессмысленно глядя перед собой, ложиться на стол и всячески
отлынивать от выполнения уроков. Однако в данном случае упрекать за леность
было бы опрометчиво. Причиной могут быть усталость, низкий уровень
произвольного внимания, неумение организовать и спланировать свое время и еще
много чего.
Что делать? Определить причины поведения и попытаться их
устранить. В любом случае после школы ребенок должен отдохнуть. Немного, не до
самого вечера. Прозанимавшись 30 минут, ребенок должен переключить свое
внимание, лучше всего – подвигаться.
Помните, что у младших школьников, даже самых
старательных, произвольное внимание довольно неустойчиво. Иначе говоря, они
легко отвлекаются – на шаги в коридоре, машину за окном. Вокруг и так достаточно
раздражителей, не увеличивайте их количество внезапными замечаниями. Если
ребенок только-только сосредоточился, не стоит сбивать его замечанием о том,
что он забыл поставить точку, не начертил поля или сидит согнувшись. Все, что
вы хотите сказать, действительно очень важно, но если часто прерывать ребенка,
когда он углубился в процесс, он так и не научится концентрировать внимание. И
это войдет в привычку.
Для того чтобы любое пустяковое задание не растягивалось
до бесконечности, хорошо бы приучить ребенка планировать свое время. Во всех
уместных для этого ситуациях прикидывайте вслух, сколько времени у вас может
занять, например, чистка картошки или уборка в комнате. Но не просто так, а
потому что «тогда мы успеем… (почитать вслух, вместе посмотреть фильм,
прогуляться по любимому маршруту)». В этом случае и домашнее задание станет
одним из дел, на которое затрачивается определенное количество времени.
Хронометраж обсудите заранее: «Сколько времени ты
планируешь на русский, математику?». Первое время он будет говорить наобум, но
довольно быстро научится соотносить объем задания со временными затратами. По
опыту знаю, что третьеклассники это делают легко. Если ребенок не
уложился в запланированное им самим время – не беда, добавим еще полчаса.
Только это, конечно, не должно превращаться в гонку с постоянным поглядыванием
на часы.
И еще важно помнить о рекомендациях психологов, которые
утверждают: нужно твердо ограничивать или время, или объем работы. Можно
требовать выполнения задания за неограниченное время. Или взять за точку
отсчета определенный промежуток времени (час, два часа, полдня) в течение
которого ребенок сделает столько, сколько успеет. А внешняя установка
«выполнить определенный объем работы за фиксированное время» очень вредно
влияет на психику. Поэтому
ребенку, который уже привык подолгу сидеть над любым заданием, – если он конечно,
не чрезмерно медлительный во всех проявлениях – можно предложить заниматься каждым предметом
по часу (или сколько он сам сочтет нужным, но не слишком долго). В крайнем
случае можно немного добавлять. Можно ввести в обычай договоренность: если уроки
будут сделаны за три часа и качественно, успеем и погулять, и почитать, и много
чего еще. Вы уже догадались, что на первых порах, пока внимание будет
направлено на темп и интенсивность работы, требования к качеству придется
немного снизить – увы, но все сразу не бывает. Причем «немного» не означает
«полностью»!
Начните с себя!
Мы остановились на самых распространенных причинах. На
самом же их куда больше. Зачастую мы сами провоцируем развитие ненужных качеств
в детях. Например, распространенная манера «повторять по сто раз» неизбежно
приучит ребенка игнорировать первые девяносто девять требований. Наверняка вы
видели такую картинку: мама или бабушка в перерывах между разговорами с
соседкой время от времени требует, чтобы ребенок вылезал из воды, из песочницы,
шел домой, надел панамку, ложился спать... Посудите сами: если взрослый
действительно уверен, что это требование необходимо выполнить, то после первой
же пропущенной мимо ушей реплики он должен подойти к ребенку и твердо настоять
на своем. Если же этого не происходит, то ребенок очень быстро принимает эту
«игру»: ему как бы говорят, а он как бы соглашается это выполнить.
Когда-нибудь. С течением времени он так будет реагировать на все – от
требования выполнить домашнее задание до просьбы сходить в аптеку. К такому же результату приводят хаотичные и нерегулярные
требования и ограничения, предъявляемые ребенку. Разумнее всего сформулировать
самое минимальное количество запретов, но уж
придерживаться этого списка во что бы то ни стало. Если в семье принято, что
ребенок играет на компьютере не больше часа в день, это правило не должно
нарушаться, даже если к вам пришли гости и очень хочется усадить путающегося
под ногами ребенка в другой комнате и надолго его занять. Потому что если
«вообще-то нельзя, но иногда можно», то он постоянно будет проверять, не
наступило ли сейчас это самое «иногда». И вы получите типичное для всех лентяев
поведение: ребенок смотрит телевизор вместо уроков, всюду опаздывает, слоняется
по комнате, когда пора гулять с собакой, тянет время в надежде, что вы вспылите
и в конце концов сами сходите за хлебом. Железное терпение и самодисциплина – основа основ, прежде
всего для взрослых. Ничего не поделаешь, воспитание – дело трудоемкое и
кропотливое. Иногда встречаются чудо-дети – кажется, что они с пеленок становятся организованными,
самостоятельными, трудолюбивыми. Если ваш ребенок не отличается этими добродетелями,
значит, у него просто другие достоинства. Вы, конечно, не превратите его в
образец пунктуальности и прилежания, но вполне можете сделать для него привычными качества, которыми его не
наделила природа.
|