Семья и агрессивный ребенок.
Наши дети получают знания о моделях поведения из трех
источников.
- Первый – это семья, которая может одновременно
демонстрировать и обеспечивать закрепление агрессивного поведения.
- Второй – это сверстники, общение с которыми часто
сопровождается узнаванием преимуществ агрессивного поведения («Я самый сильный
и мне все можно»).
- Третий - это обучение агрессивным реакциям не только на
реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не
вызывает сомнения, что сцены насилия, демонстрируемые с экрана телевизора,
способствуют повышению уровня агрессивности детей.
Но все-таки самое главное - это модель семейного воспитания,
так как именно в семье происходит первичная социализация ребенка, обучение его
правилам взаимодействия с другими людьми и установление социальных норм
поведения. И если в семье отношения между родителями и детьми построены
на доверии, любви и принятии друг друга, то ребенок всегда принесет знания,
полученные извне в семью для обсуждения. Мы не всегда можем оградить наших
детей от ненужного общения, от потока различного рода информации, но мы всегда
можем помочь разобраться нашим детям в этом, делясь с ними своими моральными и
этическими нормами.
Исследования психологов показывают, что есть определенные
нарушения семейного воспитания, которые провоцируют агрессивное поведение
ребенка (Смирнова Т., 2004). Перечислю основные из них: - Воспитательные средства, к которым прибегают родители
(физические наказания, игнорирования, угрозы); - равнодушие к эмоциональному миру детей и их интересам; - противоречивые модели воспитания ( у папы – «нельзя», а у
мамы-« можно»); - частые негативные эмоциональные состояния у родителей; - полное отсутствие запретов и ограничений.
Дети в семьях с такими особенностями воспитания имеют высокий
уровень тревожности, низкую самооценку, чувствуют себя отверженными и
воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к
ним. По сути эти дети не получают удовлетворения в «базисной фундаментальной
человеческой потребности в любви и нужности другому человеку» ( Гиппенрейтер
Ю., 1998). И тогда их агрессивное поведение – это способ психологического
выживания, это крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру. Но даже в самых благополучных семьях есть зоны напряжения и
конфликтов, и возникают они в основном вокруг установления родителями правил и
выполнения этих правил детьми. Правила, разумные запреты и ограничения обязательно должны
присутствовать в воспитательном процессе детей. Это делает жизнь детей более
осознанной, организованной, безопасной и комфортной. Важно только как вводятся родителями правила для детей, как
понимают и принимают их дети. Ведь часто правила существуют лишь в «голове»
родителей и тогда поведение родителей может быть совершенно непредсказуемым и
непонятным для детей.
Чтобы избежать непонимания и ненужных конфликтов внутри
семьи, провоцирующих агрессивные реакции у всех участников воспитательного
процесса, полезно знать, что для нас, родителей, тоже существуют правила.
Правила для родителей создающих правила для детей:
- Правило 1: Правила должны выстраиваться на фундаменте
доверительных отношений;
- Правило 2: Все правила должны быть согласованы между
родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребенка;
- Правило 3: Детям надо многократно напоминать об одних и
тех же правилах доброжелательно и авторитетно;
- Правило 4: Правила должны меняться в зависимости от
возраста ребенка
- Правило 5: Последствия (наказания) должны вытекать
непосредственно из плохого поведения ребенка.
- Дополнение к правилу 5: Физические наказания унизительны
для ребенка. Психологи считают, что «наказывать ребенка лучше лишая его
хорошего, чем делая ему плохое» (Гиппенрейнтер Ю., 1998). Наказания должны быть
приближены по времени к проступку и не носить длительный характер, так как
длительные наказания вызывают обиду и могут привести к эмоциональному срыву.
Дополнение ко всем 5 правилам: Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за
того, что дали трещину добрые отношения между родителями и детьми, то лучше на
время отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных
отношений. Только взаимопонимание и доверие между родителями и детьми дают
возможность установить эффективные границы дозволенного и избежать конфликтного
агрессивного поведения детей.
Галанова Юлия,
детский психолог
|