Четверг, 28.11.2024, 09:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Наш класс

Наше время
Лучшие учащиеся
Наши отличники:
1. Петрусевич Маргарита
Наши ударники:
1. Баскакова Анастасия
2. Возисов Никита
3. Ермина Валерия
4. Колпаков Александр
5. Киселёв Алексей
6. Савенков Алексей
7. Мамчиц Николай
8. Архипов Леонид
Мини-чат

Детская страничка

Главная » Статьи » Мои статьи

М. Ф. Решетнёв

Решетнёв Михаил Федорович

20 век, ярким представителем которого был и остается академик Михаил Федорович Решетнёв, славен многими достижениями человеческого разума в самых различных сферах, но особенно они заметны в научно-техническом развитии космонавтики.

«Человек – это время, в котором он живет, страна, на благо которой он работает, дело, которому он посвящает свою жизнь, оставляя о себе добрую память. Эту жизнь не заменишь чертой между днем рождения и ухода. Её богатство неизмеримо…

История космонавтики пока еще коротка по земным меркам. Весь путь от зарождения до сегодняшних дней укладывается в одну человеческую жизнь. Но сколько выросло на этом пути блистательных ученых, конструкторов, организаторов производства с их идеями, опережающими время, фундаментальными открытиями, гениальными предвидениями.  Михаил Федорович Решетнёв входит в этот Золотой список»

Владимир Леонтьевич Иванов,

командующий ВКС (военно-космические силы),

 20 февраля 1996 года.

Михаил Федорович Решетнёв, красноярский академик, по месту рождения - не сибиряк. Его колыбельная родина - село Бармашёво Снигиревского района Одесской области. Будущий генеральный конструктор космических аппаратов и орбитальных систем родился в семье служащих Федора Игнатьевича и Марии Александровны Решетнёвых. Произошло это 10 ноября 1924 года. Спустя 5 лет семья переехала на постоянное жительство в город Днепропетровск, где, когда настало время, Миша и отправился «в первый раз в первый класс». Однако проучился он в нем только один день, узнав от своей учительницы, что в этом классе «ему просто нечего делать». Назавтра мальчик был зачислен во второй класс, в котором продержался всего лишь до ноября, после чего Миша Решетнёв был переведён в третий класс. Причиной столь стремительного продвижения по ступеням школьной лестницы стала весомая домашняя подготовка, которой со своим сыном занимались родители, да и врожденная тяга мальчика к познанию всего того, что его окружало.

               Нет ничего удивительного в том, что еще во время  учебы в школе Миша Решетнёв увлекся авиамоделизмом, сооружал своими руками  и запускал модели моно- и бипланов. Эскадрильи этих летательных аппаратов окружали его и дома. Словом, когда в 1939 году, будучи 15 лет от роду, Михаил с отличием окончил днепропетровскую среднюю школу, никаких тупиков и метаний при выборе профессии для него не существовало: поступать решил только в авиационный институт. Но это вовсе не означало, что его повсюду ждали с распростертыми объятиями. Паспорта гражданина СССР у него ещё не было, и по этой причине приемные комиссии авиационных вузов страны вежливо отказали Решетнёву.

               И только в знаменитом во все времена Московском авиационном институте (МАИ) почему-то не стали обращать внимания на «малолетство» Решетнёва. Так в 1940 году он и стал студентом этого ВУЗа, учеба в котором, в буквальном смысле, целиком захватила его. И прежде всего теми возможностями, которые вдруг перед ним открылись. Он совершенно не замечал тесноты и прочих недостатков студенческого общежития. А проживал тогда Михаил вместе с 18 однокашниками в … красном уголке. Более пригодного места для сна и отдыха первокурсников, надо полагать, в те годы найти не смогли.

               Занимаясь с детства физкультурой, футболом, а позднее и штангой, он быстро вливается в студенческий коллектив. Уже на первом курсе становится комсоргом факультета и возглавляет сборную команду штангистов. Любовь к спорту была привита ему отцом, Федором Игнатьевичем, который на протяжении всей своей жизни ежедневно занимался спортом.

 Юность приходится на первые трагические годы Великой Отечественной войны. Институт, где учился Решетнёв, эвакуировали в Алма-Ату. В июне 42-го однокурсники получили повестки из военкомата. Получили все, кроме несовершеннолетнего Михаила. Тогда он отправился в военкомат сам. Взглянув на решительного юношу, военком понял: с этим спорить бесполезно. В 1942 году Михаил Решетнёв, студент-второкурсник, становится авиационным механиком. С октября 1943 и до октября 1945 года он готовил боевые самолеты на военных аэродромах страны. Военные и трудовые награды, полученные в период Великой Отечественной войны, говорят о том, что свой долг Михаил Федорович выполнял с честью.

После окончания Великой Отечественной войны фронтовик Михаил Решетнёв возвращается в Московский авиационный институт. Военные годы отразились на его характере, он стал более настойчивым, занимался с большей отдачей. Студенты ценили его самостоятельность, способности, усердие и избрали руководителем комсомольской организации факультета. В 1950 году оканчивает его с отличием. Наверное, он в то время еще не знал о том, что где-то в далекой, неведомой ему Сибири, за Красноярском, уже год как идут работы по строительству города, в котором ему придется жить, работать и прославиться на весь мир. А пока выпадает удача - его направляют работать в Особое конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1)  под руководством Сергея Павловича Королева. («Молод, крепок, башковит…» отзывался  академик Королёв о будущем академике Решетнёве). Здесь за девять лет напряженной работы будущий академик становится заместителем Главного конструктора.

Летом 1959 года Королев предложил создать филиал ОКБ в Красноярске-26. «Почему руководство филиалом он поручил мне, я не знаю: я на то время был никем, - говорил позже Михаил Федорович. - Но я всю жизнь работаю так, чтобы ни у кого не появилась мысль, что Королев ошибся».

 

В тридцать пять лет М.Ф. Решетнёв назначается начальником и Главным конструктором организованного филиала ОКБ-1 в Красноярске-26 (4 июня 1959 года), затем самостоятельного ОКБ-10 (18 декабря 1961 года). Впоследствии (1 августа 1977 года) ОКБ-10 преобразовывается в Научно-производственное объединение прикладной механики. Это объединение, механический завод и Конструкторское Бюро Прикладной Механики становятся пожизненным, денным и нощным делом М.Ф. Решетнёва.

Все, над чем думали и что воплощали на земле, чтобы отправить в космос, было новизной как в науке, так и в технике. 27 информационных и координатно-метрических систем на базе космических аппаратов "Молния", "Горизонт", "Луч", "Экран", "Глонасс", "Радуга", "ГЕО-ИК" и других, разработанных во главе с М.Ф. Решетнёвым, были последовательно сданы в эксплуатацию и надежно функционируют, обеспечивая решение важных задач в интересах обороны и многоотраслевого хозяйства страны.

В настоящее время на орбитах Земли успешно работают около сотни созданных НПО ПМ аппаратов, что составляет 60 процентов от всех летающих спутников России.

Легко перечислять сделанное, гораздо труднее вникнуть, осознать всю сложность непроторенного пути: рисковать, терпеть неудачи и все же не сдаваться. М.Ф. Решетнёв был из породы целеустремленных и настойчивых.

Сначала филиал ОКБ-1, возглавляемый М.Ф. Решетнёвым, готовил изделия - серии по образцу ОКБ С.П. Королева, М.К. Янгеля. В 60-х годах была совместно разработана ракета-носитель "Космос". В 1972 году она включается в навигационно-связной комплекс и поступает в штатную эксплуатацию. Это первый крупный успех.

Начиная с 1965 года, преемственно от С.П. Королева передается М.Ф. Решетнёву спутник связи в серии "Молния", который превращается в систему спутниковой телефонно-телеграфной связи и телевещания. Так возник комплекс из четырех космических аппаратов и 20 наземных станций, известный каждому телезрителю под названием "Орбита".

На мировом уровне были произведены в НПО ПМ спутники, находящиеся на геостационарной орбите. Такие спутники, как "Радуга" и "Горизонт", позволили телезрителям мира увидеть XX Олимпийские игры в Москве в 1980 году.

Начинается эра цветного телевещания. Этой цели служили уже новые спутники типа "Экран" - начало им положено в 1981 году.

Через десять лет НПО ПМ состязается с конкурентами и победно закрепляет за собой Федеральную Космическую программу "Россия". Благодаря ей к началу нового столетия телевещательная и другая космическая связь должна увеличиться в три раза, если будет финансовое обеспечение программы.

Морская навигация из космоса - тоже одно из направлений в деятельности НПО ПМ М.Ф. Решетнёва. Поиск судов в открытом океане проводился уже в 1967 году с точностью координат нахождения судов, имеющей отклонение от точки-судна на триста метров и с периодичностью во времени в 1,5-2 часа в режиме. По-земному, "Цикадой", назывались спутники-навигаторы. Появились спутники-спасатели. Потом сложилась спутниковая навигационная система из поколения "Гиопасс" - 25 спутников на круговых орбитах.

Человек живет на земле, но не все способен увидеть перед собой и под собой. Как говорится, большое видится на расстоянии. Благодаря спутникам и геодезия стала космической, ведь "сверху видно все". Обширная информация о матушке-Земле, ее полях, размерах, параметрах вращения - все это стало возможным с помощью спутников "Гео-ИД" и "Гео-ИК" (1969-1981 гг.).

Пройдут годы и годы, а память о Михаиле Федоровиче не иссякнет. История России приняла его в список золотых имен и записала: Михаил Федорович Решетнёв - действительный член Российской Академии наук, Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской премии, президент Сибирского отделения инженерной Академии РФ, профессор, доктор технических наук. В свое время немецкий философ Иммануил Кант признал два чуда: "звездное небо над головой и нравственный закон во мне". С полным основанием можно заявить, что философия такого чуда содержалась и в судьбе Михаила Федоровича Решетнёва.

               26 января 1996 г. М. Ф. Решетнёва не стало.

Вечной памятью о Михаиле Федоровиче будут созданное им одно из ведущих предприятий космической техники, коллектив учеников — продолжателей его дела, подхвативших эстафету, спутники связи, телевещания, навигации и геодезии, работающие на благо людей

 

Памяти М.Ф.Решетнёва…

В память о Михаиле Федоровиче Решетнёве его именем названы:

1.      Решением бюро Федерации Космонавтики России № 17 от 30 января 1996 года учреждена Медаль имени академика М.Ф.Решетнёва;

2.      Предприятие, которым более 36 лет руководил М.Ф.Решетнёв;

3.      Площадь, где установлен памятник М.Ф.Решетнёву (красноярский скульптор Юрий Злотя). На административном корпусе НПО ПМ установлена мемориальная доска с барельефом и надписью «Здесь с 1960 г. по 1995 г. работал создатель космической техники, генеральный конструктор НПО ПМ, Герой социалистического труда, академик М.Ф.Решетнёв»;

4.      На могиле М.Ф.Решетнёва в Железногорске установлен памятник с текстом «Своими делами в космосе он прославил Сибирь и Россию»;

5.      Улица, примыкающая к площади М.Ф.Решетнёва;

6.      Малая планета № 7046;

7.      Стипендия губернатора Красноярского края;

8.      Сибирский аэрокосмический университет;

9.      Ежегодно с 1997 года в Красноярске и Железногорске проводится научно-техническая конференция «Решетнёвские чтения»;

10.    Стипендия СибГАУ;

11.    Муниципальному общеобразовательному учреждению «Лицей № 102» сессией Городского совета г. Железногорска 26 ноября 2004 года присвоено имя академика М.Ф.Решетнёва;

12.    Один из самолетов Красэйр (Ил-96-300)

Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (14.11.2009)
Просмотров: 2051
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поздравляем
Наши лучшие дежурные
Нас много...
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Друзья сайта