Наши отличники:
1. Петрусевич Маргарита
Наши ударники:
1. Баскакова Анастасия
2. Возисов Никита
3. Ермина Валерия
4. Колпаков Александр
5. Киселёв Алексей
6. Савенков Алексей
7. Мамчиц Николай
8. Архипов Леонид
В школе дети не только учатся читать и писать, но еще и жить. А
чтению и письму, говорят учителя, можно научиться, только если для
работы созданы идеальные условия. Поэтому, если девочка просит учителя
вернуть ей место за одной партой с тем самым мальчиком, c которым она
сидела раньше, быть может, это вовсе не детский каприз, а жизненная
необходимость. Дети пребывают в поисках, они ищут в глубинах своего
сердца. Им хочется понять, почему, когда любишь кого-то, этот кто-то не
любит тебя так же сильно.
Если войти в школу и спросить у первой же девочки из шестого,
седьмого или восьмого класса, сколько у них сейчас «парочек», то
поразит точность ответа.
«Какое идиотство – дожить до двенадцати с половиной лет и нравиться
кому угодно, только не Матье Саладену!», – в ярости говорит сама себе
героиня одной французской книги и, взобравшись на вишню в саду,
обхватывает руками ствол, закрывает глаза и представляет, будто
обнимает названного одноклассника.
Такие же переживания кипят и в жизни. И они могут показаться
смешными. Но они естественны для детей и подростков, которые пристально
смотрят, у кого уже есть «жених» или «невеста», а у кого – нет. Смотрят
с восхищением или презрением, в равной степени непостижимыми.
Франция или Россия, литература или жизнь – разницы нет. Вот
подлинные строки из письма девочки, которая ходит в московскую школу:
«Моя проблема в том, что я не могу не обращать на него внимания. Я
хожу по школе, чтобы его увидеть. Я выучила наизусть его расписание
уроков. Это плохо. Я бы хотела не видеть его, я себе уже много раз
говорила, что не буду его видеть, но стоит мне прийти в школу и – все…
И продолжаю искать его по школе. А если его не увижу, то мне весь вечер
грустно и плохо».
Первые признаки полового созревания появляются именно в 11–13 лет.
Это для некоторых – последний неиспорченный праздник, потому что в
тринадцать уже наверняка начнутся неприятности. У одних: недомогания,
первые месячные, лифчики. У других: ломающийся то в бас, то в петушиный
фальцет голос, утренние поллюции. У тех и у других: томления и угри,
угри, угри – кошмары отрочества.
Одни девочки ищут убежище в утрированной наивности и бравируют
своим детством: продолжают заплетать волосы в косички или стягивать в
хвостики, носить комбинезоны, гулять, прижимая к груди плюшевого
медвежонка, садиться на землю, чтобы завязать шнурки кроссовок. Другие,
наоборот, встают на каблуки, усиленно красят губы и потешаются над
косичками первых. Парни надевают «взрослые» ботинки и рубашки и
обсуждают девочек. Их отношение к рано созревшим обладательницам пышных
бюстов часто двойственное: они с равным удовольствием смотрят на юных
дев и отпускают по их адресу едкие шуточки.
Любить в этом возрасте – геройство и риск. Можно навлечь на себя
враждебность, презрение и злые насмешки одноклассников или – что бывает
гораздо реже – стать суперзвездой школы.
Другая московская школьница вспомнила, что было, когда весь класс узнал о том, с кем она дружит:
– Теперь всем стало понят- но, почему вдруг это он зашел за мной
перед последним звонком, почему нас так часто видели вместе и почему
это вдруг именно я – все время среди мальчишек нашего класса. Мне
кажется, в глазах одноклассниц я просто выросла. Все вдруг ста- ли со
мной приветливы и доброжелательны и задают один и тот же вопрос: «Ну
почему вы не хотели, чтобы мы об этом знали? Это же так здорово, что вы
дружите!»
Последнее утверждение – счастливая редкость. Когда люди вместе
учатся и знают друг друга с первого класса, чаще всего отношения
построить бывает очень сложно.
Однако помимо этих своих «детских» сложностей, есть еще и другие:
реакция взрослых. Дети порой только и слышат: «Ты должен то, ты должен
это…» Всюду – должен, а право – только одно: слушаться старших. Для
всего остального – еще маленький! Такое лицемерие родителей и учителей
рождает целые поколения несчастных потерянных детей, которые вырастут
такими же озлобленными лицемерами.
Можно понять учителей и родителей, которые жалуются на то, что
дети, переполненные любовными переживаниями, перестают заниматься
чем-либо дома, в том числе и уроками. И школьная успеваемость из
скверной превращается в катастрофическую.
Любовь поглощает их целиком, занимает все мысли. О чем бы ни думали
влюбленные школьник или школьница, все – о любви. Мысли, блуждавшие по
миру, сосредотачиваются на одном единственном.
Однако многие дети продолжают учиться так же хорошо, как и раньше:
они стараются от всего сердца. Ведь теперь они знают, что оно у них
есть, – сердце, которое раньше дремало, теперь проснулось. Сердце,
которое раньше было принялось задавать вопросы. Теперь они не идут в
школу и не бегут даже. Они летят.
Любовь окрыляет их и приносит радость. Она придает силу и смелость.
И ребенок, всегда очень молчаливый, может вдруг разговориться. А
другой, трещавший без умолку, вдруг станет задумчив и рассудителен. Но,
что ни говори, детям трудно.
Поможет ли ребятам разобраться в их проблемах половое воспитание в
школе? Если да, каким оно должно быть? Ранним, как в Германии – уже с
начальной школы? Консервативным, как в Америке, или либеральным, как во
Франции? И это нужно обсуждать тоже. Главное же – действительно
внимательный, добрый учитель и чуткие родители.
Ни популярные уроки анатомии, ни сексуальное просвещение,
предусмотренное школьной программой, ни усилия общественности не
превратят ребенка ни в безнравственное чудовище, ни в счастливого
мотылька. Человеком, таким или другим, его могут сделать только
доверительное отношение и правильная позиция взрослых в школе и дома.
Все в их руках. Ведь сложности и неприятности рождаются только тогда,
когда возникают ограничения, недомолвки, запреты и недостаток
информации. А любовь – она была, есть и будет.