Народный артист России Александр Градский отмечает 60-летний юбилей
В поздравлении Дмитрия Медведева говорится о его неординарности и выдающихся творческих возможностях. А Владимир Путин в своей телеграмме отметил безупречный художественный вкус и поистине неиссякаемую энергию музыканта. Интервью, работу в студии или внезапный ночной порыв - написать стихи - Александр Градский неизменно начинает с сигареты. Клубы дыма для него - свежий воздух, смеются друзья. И разговоры на тему губительного воздействия табака на связки у человека с голосом в три октавы вызывают иронию.
Александр Градский, народный артист России: "Не есть хорошо. Это для тех, у кого голос плохой. Знаете, плохому танцору... Я не буду продолжать. Ну, если будет мешать - брошу. Я ж слышу пока, что не мешает. А так нервы успокаивает. Это я сейчас такой типа спокойный, сохраняю телевизионное лицо, не суечусь".
Перекричать, переспорить, перепеть бурлящего внутри Градского не удавалось никому. Его голос для многих так и остался символом рождения советского рока. Андрей Макаревич признается, что впервые услышав Градского, понял: так он не сможет никогда.
Андрей Макаревич, народный артист России: "Мы приехали с двумя самодельными усилителями, один из которых тут же сгорел, воткнули все в один ящичек, выступили ужасно. Ну и все нас, естественно, заплевали. Кроме Градского, который сказал: "Вы ничего не видите, у этой команды колоссальное будущее, погодите, она еще вам всем нос утрет". Ну, как я могу к нему относиться после этого?!"
Макаревич любит друга даже за то, что тот бывает резким и грубым, а нередко - просто хулиганом. Но в душе - абсолютно добродушным. Именно перу Градского принадлежит едкий термин "журналюга", притом что на журналистов не держит ни капли зла. Именно он придумал знаменитое слово "совок", хотя советские времена вспоминает с нежностью: 8-метровая комнатка в коммуналке, попытка соревноваться с Робертино Лоретти из репродуктора, и мама, которая видела маленького Сашу на сцене.
Александр Градский: "Мама у меня была драматической артисткой, и она со мной занималась скороговорками. Была такая мысль, что вот, может, я буду каким-то артистом, но я понимал, что это смешно было, правда скороговорки с того времени довольно-таки быстро я могу говорить".
Драматическим артистом Градский не стал, но его голосом поют десятки знаменитых киногероев. И, конечно же, те, кто были молоды в 1960-е, считают Александра Градского своим за одну только песню на музыку Александры Пахмутовой.
Станислав Говорухин, кинорежиссер: "Привет, Санечка. Ну, вот видишь, мы напротив Гранд-опера, где ты еще не пел, но надеюсь, что это событие свершится".
Леонид Ярмольник, народный артист России: "Его сюда не могут пригласить, потому что здесь никто не берет этих нот, которые берет Градский. Зачем эта конкуренция?"
Градский - вне конкуренции. Особенно сейчас, когда закончена работа над тем, что терзало его душу более 30 лет. Опера "Мастер и Маргарита". Его либретто и голос, которым поют Воланд, Иешуа, Мастер и Кот Бегемот. По мнению друзей, Градский создал нечто потрясающее. Он шутит: записывал оперу семь бессонных лет. Очнулся, когда исполнилось 60. И решил сделать себе королевский подарок: наконец, отоспаться.
Екатерина Качур