Четверг, 28.11.2024, 09:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Наш класс

Наше время
Лучшие учащиеся
Наши отличники:
1. Петрусевич Маргарита
Наши ударники:
1. Баскакова Анастасия
2. Возисов Никита
3. Ермина Валерия
4. Колпаков Александр
5. Киселёв Алексей
6. Савенков Алексей
7. Мамчиц Николай
8. Архипов Леонид
Мини-чат

Детская страничка

Главная » Статьи » Мои статьи

Как лечить компьютерного игромана?

Как лечить компьютерного игромана?             

                    Прочитав недавно список признаков химической зависимости, я была поражена, насколько они совпадают с проявлениями компьютерной зависимости у подростков. Кроме расширенных/суженных зрачков, все остальные проявления налицо: исключение других интересов, неспособность себя занять чем-либо другим, вся жизнь подчинена игре ("доза" - кайф - ожидание следующей порции), дети начинают хуже учиться, могут терять в весе, так как забывают поесть, крадут деньги на новые игры или на посещение компьютерного клуба. К сожалению, родители редко осознают всю тяжесть сложившейся ситуации, говорят, что "все от лени, он просто учиться не хочет", пытаются изменить ситуацию душеспасительными разговорами. В то время, как надо честно признать: игромания (компьютерная) - такая же форма зависимости, как любая другая.

    На фоне "неблагополучных" детей, "компьютерные маньяки" выглядят просто ангелами: по улице не шляются, в доме тихо и чисто, в любое время родители знают, где их можно найти. В чем проблема? А вот в чем. Постепенно игра вытесняет все другие занятия, сначала ребенок перестает гулять, потом сводятся на нет все контакты "в реале", остаются чаты, сетевые игры, перезвоны для совместного прохождения уровней. Про учебу и говорить нечего: захожу в 10 класс во время урока, учительница вещает практически в полной тишине. Только странный шелест слышен, и вскрикивают мальчики как-то не по теме. Портативные игровые консоли у каждого второго под партой. Какая физика, Господь с вами!

   Рассказывает мама 12-летнего "компьютерно-зависимого" мальчика: "Он живет от игры до игры. Мы жестко ограничили время игры одним часом в день, и за "двойки" тоже лишаем компьютера. Так он буквально об стены бьется, ни чем другим заняться не может, сначала ждет, когда будет можно играть, потом - мается, чтобы побыстрее время прошло и можно было обратно сесть. Друзья к нему на день рождения пришли - так они быстро угощение смели - и к компьютеру. Один играет, остальные болеют. Я уже этот комп ненавижу, выбросить готова".

   Если младшие-средние школьники просто просиживают штаны в ущерб двигательной активности, то с подростками и юношами совсем беда: у них пропадает мотивация К ЛЮБОЙ другой деятельности, кроме компьютерно-игровой, включая общение с противоположным полом, секс, поступление в институт и работу. Вот тут родители и начинают бить тревогу: армия ведь светит, а любимое чадушко, вместо того, чтобы готовиться к поступлению, мочит орков круглосуточно. На уход девушек мальчики уже не реагируют, могут просто не заметить, что подруга две недели не звонит и не приходит. Юноша 18 лет говорил мне, что за игрой время летит настолько незаметно, что можно присесть на полчасика, а встать на следующие сутки. Похоже на то, что говорят посетители казино, не правда ли?

 
   Как возникает зависимость?

   Считается, что есть люди толерантные и резистентные к зависимости, то бишь, устойчивые и поддающиеся. Мальчики гораздо быстрее подсаживаются на любой "наркотик", чем девочки, отчасти потому, что для девочек социальное общение намного важнее, нужнее и интереснее, чем любая игра. Формирование зависимости происходит тем скорее, чем младше ребенок. Грубо говоря, малыш, которого в полтора года сажали к телевизору посмотреть "телепузиков" (чтобы мама могла хотя бы полчасика передохнуть), с большей вероятностью станет "зависимым" игроманом, чем тот, у которого телевизора не было до трех лет, а к компу его не подпускали хотя бы лет до десяти. Ну, в наших реалиях, это скорее из области фантастики.

    В игре ребенок (да и взрослый) имеет волшебную возможность почувствовать себя удачливым, непобедимым супер-героем, канализирует агрессию, воплощает свои мечты. И все это забирает психическую энергию, так необходимую для роста, для формирования социальных навыков, для адаптации к реальной жизни, для реализации своих желаний в настоящем мире. Один из главных поводов для обращения к психологу: "он ничего не хочет", желания ведь возникают из взаимодействия с миром, а в игре ребенку предлагается мир, который можно СКОНФИГУРИРОВАТЬ, то есть настроить под себя. Да, как способ справляться с ежедневным стрессом, наверное, это метод. Но как способ проживать свою ЕДИНСТВЕННУЮ жизнь? И о том, что перезагрузки не будет, никто не знает.

На что обращать внимание?

    Сколько времени ребенок проводит за игрой? Час-полтора в день или четыре-пять? Что он делает, когда не играет? Способен ли сам остановиться, если настало время куда-то идти, есть, спать, делать уроки? Есть ли у него друзья? Гуляет ли он хотя бы один час каждый день? Играет ли во что-нибудь кроме компьютера? Какие подарки просит - новую "бродилку-стрелялку" или что-то другое?

    Если на большую часть вопросов вы ответили "да", вам не о чем беспокоиться. Игра является для вашего ребенка лишь одним из способов проводить время. Он поиграет, и займется чем-то другим. Но если игровые часы постепенно вытесняет все другие виды деятельности - тогда дело плохо, вам придется бороться с этой проблемой.

    С другой стороны, бывают дети, очень хорошие, удобные, послушные. Они хорошо учатся, помогают по дому, а все остальное время проводят у экрана: раньше - у экрана телевизора, теперь - за компьютером. Мамы беспокоятся, но как-то неотчетливо, все же в порядке.

    Сейчас трудно сказать, все ли в порядке будет потом, у нас нет этого опыта, ещё не подросло "поколение игроманов". Но западные исследования показывают, что у детей, проводящих за компьютером большую часть свободного времени, хуже сформированы социальные навыки, они испытывают трудности в выборе сексуального партнера, да и семейная их жизнь тоже осуществляется с трудом. Причина все в том же: не наработано умение распознавать невербальные сигналы, не считываются "скрытые послания", не умеют договариваться. Все, что сложнее простейших логических задач (а вся человеческая жизнь несколько сложнее), вызывает оторопь.

    Вам может показаться, что я вас запугиваю, но факт остается фактом: большинство современных молодых людей от 14 до 22 лет предпочтут провести вечер за игрой, нежели за утомительным ухаживанием или прогулкой с друзьями. Как результат - появилась организация "Девушки против сетевых игр".

 

    Как помочь?

    Сразу скажу: это будет непросто. Любое отвыкание сопровождается "ломками", зачастую довольно болезненными. И отвыкание от компьютерной зависимости - не исключение. Для начала вам придется выдержать как минимум несколько атак со стороны чада, сопровождающимися упреками в нарушении прав человека, жестокости про обращении с детьми, посулами и уговорами ("Ну я же хорошо учусь, все делаю, почему я не имею права жить так, как я хочу?!!"). Имеешь, дорогой, имеешь, только я хочу, чтобы ты и дальше мог заниматься тем, чем захочешь, а не чистил плац зубной щеткой. И работал в теплом офисе, а не гонял по городу курьером в снег и дождь.

    Мне кажется, что зависимость - не тот случай, где можно проявлять терпимость и толерантность. Про право наций на самоопределение лучше забыть (на время). Я (родитель) несу ответственность за жизнь и благополучие этого ребенка, и не могу позволить ему бездарно гробить себя только потому, что так легче, проще и дешевле.

    Вам придется на некоторое время взять на себя функции придумщика и развлекателя, стать аниматором в самом прямом смысле этого слова: заново вдохнуть душу в того, кто практически полностью переселился в виртуальный мир. Поводить его по разным кружкам, выбрать то, что реально увлечет, следить, чтобы ходил и не пропускал. Не поддаваться на попытки манипулировать ("У меня так болит голова, можно я посижу дома?" - преданно и искательно заглядывая в глаза). Читать и разговаривать с ним по вечерам, когда наваливается тоска и особенно хочется с головой уйти в виртуальный мир. Постоянно объяснять ему, что с ним происходит, напоминать, что дальше будет легче. Вообще, относиться к происходящему так, как будто у вас на руках - "зашитый" алкоголик, уж простите за коробящее сравнение, но это действительно так.

    Сначала будет очень тяжело, почти невыносимо. Вы, скорее всего, десять раз пожалеете, что вообще затеяли это дело. Но потом станет легче, ребенок втянется в новый распорядок жизни, у него появятся приятели и занятия, он, наконец, согласится поехать в лагерь или пойти в поход - а раньше даже заикнуться об этом было невозможно, потому что там не будет компьютера.

    Возможно, через месяц совершенно бескомпьютерного режима, вы согласитесь снова его включить, на каких-то условиях. В нашей семье, например, устроено так: один час в день, пропущенное время не компенсируется, в каникулы - полтора часа, за двойки компьютер закрывается на неделю. Осуществить этот договор технически нам помогла программка "Строгий папа". Продается в Интернете, стоит 5-6 долларов. Она пускает человека в систему только на определенное время и сама закрывает комп. Спорить с ней бесполезно, слов она не понимает, снести её может только системный администратор. Сын побесился-побесился, и привык. Сам следит, чтобы не пропустить время, научился планировать свои дела, правда, пытается скрывать "пары" - ну, так этим все болеют.

    Успеха вам, надеюсь, у вас получится оторвать ребенка от компьютера и повернуть лицом к реальной жизни.

 

Катерина Дёмина - детский психолог

Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (27.08.2009)
Просмотров: 1147
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поздравляем
Наши лучшие дежурные
Нас много...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта